Ремонт Экспо, март 2017, Батик

Выставка Ремонт Экспо. Ремонт и дизайн. Москва, март, 2017

img_2663_1-min

img_2647-min

img_2644-min

img_2630-min

img_2628-min

dsc_0395-min

dsc_0385-min

1. Что такое Батик и где он используется?

Впервые Батик зародился в Индонезии на острове Ява. Слово «batik» переводится с индонезийского языка как «капля воска». Специфика такой росписи заключается в том, что на ткань наносится красящее вещество с использованием воска или бензина, чтобы предотвратить ее растекание и обозначить границы рисунка.

batik-1

Батик — это смешное слово похожее на уменьшительно-ласкательную кличку котенка. На самом деле это лучший способ разукрасить серую действительность во все цвета радуги. И это получится у тебя, даже если ты ни разу не художник. Скорее всего, тебе так понравится, что у тебя в доме не останется ни одной белой майки и однотонного шарфика.

Батик — общее название для нескольких способов окрашивания ткани. Они объединены принципом так называемого резервирования: какая-то часть ткани остается непрокрашенной из-за нанесенного на нее состава, и за счет этого создается контур рисунка. По способу резервирования батик делится на горячий, холодный и узелковый. Однако есть техника, где контур отступает на второй план, это свободная техника росписи. Каждый из этих способов по своему веселый, выбирай, к чему у тебя больше лежит душа: дуть в трубочку, мазать расплавленным воском или макать в тазик.

Техника Батика встречается в нашей жизни гораздо чаще, чем мы могли предположить. На улице мы можем встретить людей в одежде с необычным рисунком и с интересными шарфами на шее или сумках. Интерьер мы можем украсить необычными подушками, эксклюзивными шторами, а так же прекрасными произведениями искусства в виде картин. Ну и конечно же сувениры для наших близких людей в виде открытки на 14 или 23 февраля, а так же 8 марта.

2. Основные техники росписей ткани (горячий, холодный, узелковый батик и свободная роспись).

batik-2

Итак, кратко о каждой из техник.

Техника горячего батика

Это древнее ремесло окрашивания тканей природными красителями, при котором рисунок наносится на белую или окрашенную ткань горячим воском.

Воск наносится на ткань специальным инструментом чантингом, пропитывает ткань насквозь, поэтому окрашиваются только свободные участки ткани. После высыхания краски воск растапливается и удаляется из ткани, оставляя рисунок не закрашенным.

Техника холодного батика

Сравнительно молодая техника росписи, зародилась она в России в эпоху модерна на рубеже 19-20 вв., когда в связи с развитием химического производства был изобретен резервирующий состав на основе резинового клея. Он не требовал разогрева, как воск, а выполнял те же функции барьера-разделителя красок на ткани. Называется этот резерв гутта, благодаря ему батик стал общедоступен. Подробнее об этой технике я расскажу позже. Именно в ней мы сегодня будем создавать сувенир для близкого человека.

Техника узелкового батика

Это также старинный вид окрашивания тканей. Эта техника не требует никаких специальных приспособлений и материалов, кроме ткани и красок. Самая простая и дешевая ткань, расписанная этим способом, становится уникальной, т.к. повторить полученный узор невозможно. Название техники происходит от завязывания узелков на ткани в различных комбинациях и последующее окрашивание. В разных странах приемы завязывания узелков или складывания ткани имеет свои традиции. В Индии эту технику называют бандана. В Японии — шибори.

Техника свободной росписи

Название говорит само за себя. Здесь контурная техника отступает на второй план, она может применяться, но как дополнение к свободной. При росписи краски смешиваются свободно. Если смешение красок не требуется, то ткань грунтуют, чтобы краски не растекались, и рисуют, как по бумаге.

3. Материалы и инструменты используемые в технике «холодный батик».

batik-3

— Ткань (хлопчатобумажная, искусственный шелк, натуральный шелк (туаль, крепдешин, шифон) на выбор)

— Пяльцы или рама с кнопками

— Краски по шелку (возможно использование акварельных красок)

— Резерв

— Аппликатор или стеклянная трубочка

— Кисти (белка, пони, колонок на выбор)

— Декоративный контур по ткани.

4. Знакомство с росписью в технике «Холодный Батик»

Итак, вы решили заняться холодным батиком. Что для этого нужно?

Прежде всего инструменты о которых говорилось ранее и, разумеется, желание:)

Наша главная задача – добиться того, чтобы краска растекалась на ткани так, как нам надо, и создавала нужный рисунок. Для этого и необходима резервирующая жидкость, она же резерв, или контур. Он ограничивает линии рисунка и не даёт краске самовольно растекаться.

Для холодного батика пригодны любые тонкие и плотные ткани, однако предпочтение следует отдавать шёлковым тканям – креп-жоржет, креп-шифон, туаль, искусственный шёлк, крепдешин.

Для того, чтобы подготовить ткань к росписи, её необходимо тщательно постирать. При стирке из материала вымывается аппретура – специальный состав из мыла, жира и воска, которым пропитывают ткань для придания ей товарного вида.

С тканью более-менее разобрались. Теперь её надо натянуть на обычный подрамник ну или воспользоваться пяльцем для шитья.

Перейдем к краскам

На первых порах можно купить набор красок для батика фирмы «Гамма».

В набор входят: краски синяя, жёлтая, зелёная, красная, чёрная (которая на самом деле тёмно-серо-фиолетовая), трубочка для резерва, и флакон самого резерва.
Ещё одна мелочь. Прежде чем открыть банки с краской, уберите со стола подрамник с тканью. Лопающиеся пузырьки на поверхности краски могут раскрасить работу без вашего участия.

Трубочки для батика перед работой нужно подготовить. Для этого берём кусок наждачки-нулёвки и осторожно притираем ею носик. Слишком широкий носик можно подправить, подержав его над пламенем газовой горелки. Стекло оплавится, носик сузится и сделается более гладким. Но проще купить много разных трубочек.

Итак, о материалах мы поговорили. Теперь – собственно технология холодного батика. Будем считать, что у вас на подрамнике натянута подготовленная ткань, трубочки и прочие баночки на месте, и руки чешутся сделать красиво. Всё как надо 🙂

Прежде всего нарисуем на бумаге эскиз будущей картинки в натуральную величину и обведём контуры тёмным фломастером. В данном случае я все подготовила заранее.
Рисунок подкладывают под подрамник с тканью. Для удобства его можно прихватить по краям скотчем, чтобы он не смещался относительно ткани. Рисунок должен просвечивать через материал.

Набираем в трубочку достаточное количество резерва и начинаем обводить все линии по контуру. Процесс очень кропотливый и занимает много времени. Контур обязательно должен быть замкнутым. Его целесообразно обводить, начиная от одного края ткани, постепенно двигаясь к другому, и не пропуская ни одной линии. Нанесённый резерв виден плохо, к тому же его очень легко смазать рукой.

После обводки убираем рисунок и ставим подрамник с тканью сохнуть.
Высохло? Прекрасно. Разводим краски и начинаем осторожно покрывать поверхность. Тут никаких советов дать не могу, каждый красит кто во что горазд:)

После того, как нанесённый резерв высохнет (если он не цветной и не блестящий), линии очень трудно увидеть. Чтобы контур проявился, осторожно смочите кистью рисунок. Вот тут берите широкую кисть и общими мазками очень слабо разведённой краской быстренько намечайте основные границы цветов. Процедуру при необходимости можно повторить.